Помпеи 

«Есть много великолепных развалин в мире; есть остатки целых городов, процветавших за тысячелетия до нас; но смело можно сказать, что нет ни одного памятника древности, столь красноречивого в пустынном безмолвии своем, столь удивительного разнообразием и живостию предметов, в нем заключенных, как Помпеи».

Алексей Левшин «Прогулки русского в Помпеи»

Чем уникальны Помпеи? Почему ежегодно сотни тысяч посетителей приезжают, чтобы увидеть древний город? Открытие города в нетронутом виде и последовавшие за этим археологические раскопки позволили познать цивилизацию древнего мира и в буквальном смысле прикоснуться к ней. При этом были не только извлечены сокровища, но и получена правдивая картина повседневной жизни во всем множестве ее проявлений. После многовекового забвения античный мир показал нам себя с исчерпывающей полнотой и поведал о своей драматичной судьбе. Результаты археологических раскопок, при которых одна находка следовала за другой, вызвали сенсацию и привлекли к себе такой интерес, что просвещенный и космополитный высший свет XVIII века принялся вносить элементы античности в свою жизнь. Помпеи взяли за образец, чем был дан импульс к рождению неоклассицизма. Раскопки вокруг Везувия заставили перейти от изучения и коллекционирования предметов античности, вырванных из исторического контекста, к систематическому исследованию древнего мира. Впервые элементы декора можно было увидеть в их действительном архитектурном окружении, предметы – в естественной домашней обстановке, монументы – в нормальной городской среде, а сам город в его взаимосвязанности с окружающим ландшафтом.

 Помпеи. Слепок жертвы извержения Помпеи. Фреска. Помпеи. Фонтан.

 

«Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди?» - вопрошал римский писатель Стаций, современник этих трагических событий.

24 августа вулкан Везувий ожил и над кратером взметнулся столб из пепла и вулканических пород. Плотное облако, образовавшееся над его вершиной, закрыло полуденное солнце. Горожане легкомысленно не обратили внимания на черное облако, поднявшееся над вулканом и медленно поплывшее в сторону города. Тревога стала нарастать после того, как хлопья пепла стали засыпать крыши домов, тротуары, цветы и кроны деревьев. Пепел покрывал одежды и его приходилось постоянно стряхивать. Краски города тускнели, сливаясь в жуткий серый фон. Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, куда проникали ядовитые сернистые пары. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались, погребая тех, кто находился в помещении. Многие гибли, не найдя в себе решимости оставить ценные вещи. Во время раскопок были найдены люди с мешками, набитыми золотом и драгоценными украшениями. Начавшееся землетрясение сопровождалось непрерывными толчками. Содрогавшаяся твердь опрокидывала повозки, разрушала статуи, стены домов. Бегущих в ужасе горожан засыпало черепицей. Пылающий град раскаленного пепла вызвал во многих местах пожары. Так погибал город на подножье вулкана...

После того как вулкан затих, уцелевшие жители возвращались к месту погребения их родного города. Они проникали в свои дома в поисках погибших родных, оставленных ценностей, инструментов, необходимых для работы. Со временем проникновение в город сквозь окаменевшую почву становилось все более затруднительным и Помпеи заснули спокойным сном.

Перед глазами изумленных мореплавателей, приплывших к побережью Неаполитанского залива после извержения, вместо ожидаемого вида цветущей Кампании открылся настоящий «лунный» пейзаж, серый и безжизненный. Изменился внешний вид самого Везувия, оголились его некогда зеленые склоны, а из обожженного жерла поднимались тяжелые пары.

Прошли годы. На почве, нанесенной ветром, зазеленели луга, зацвели сады. Древний город спал спокойным сном до 16 века, когда совершенно случайно, во время строительства водопровода, он был обнаружен итальянским инженером и архитектором Д. Фонтана.

Помпеи. Выставка находок. Помпеи. Форум Дом Позолоченных амуров 

В 1748 году испанский военный инженер Р. Дж. Алькубиерре, инспектировавший водопровод Фонтаны, услышал, что в этом районе находят различные древние предметы. Живой интерес к «антикам» проявила правящая династия неаполитанских Бурбонов и Алькубиерре начал поиски древностей. Первоначально основной целью раскопок было обнаружение ценностей: скульптур, фресок, мозаик. Хорошо сохранившиеся образцы бесценного древнего искусства отделяли от стен, помещали в рамы и отправляли в коллекцию Бурбонов. Взяв все ценное, здания снова засыпали землей. Многие просвещенные люди того времени не одобряли таких варварских раскопок и Карлу III Бурбону пришлось прекратить эту разрушительную практику.

В 1765 году управление раскопками было поручено Ф. Ла Вега. Он был самым дальновидным из археологов XVIII века. Он настаивал на том, что при проведении работ необходимо сохранять целостность зданий. Историки сельского хозяйства благодарны ему за внимание к винным и масляным прессам, изображенным вместе с подробными объяснениями в его отчетах о раскопках. Именно он начал проводить реставрационные работы, чтобы сохранить архитектурные памятники.

С приходом к власти в 1799 году в Неаполитанском королевстве представителей семьи Бонапарт ситуация в Помпеях улучшается, благодаря огромному интересу к раскопкам Каролины Бонапарт, жены неаполитанского короля Иоахима Мюрата. Во главе раскопок становится М. Ардити, деятельный и инициативный человек. Он добивается увеличения ассигнований, что позволяет ему привлекать к раскопкам большее число рабочих. Еще при Ардити раскопки стали проводить более планомерно и систематически. Дома более не засыпали землей. Их открывали с двух сторон, постепенно расчищая не отдельные здания, а целые улицы. Силы, брошенные на раскопки, были впечатляющими. По временам в Помпеях трудилось более полутора тысяч рабочих.

В 1815 году к власти вновь возвращается королевская династия Бурбонов. Вначале раскопки продолжают с энтузиазмом и размахом. Но впоследствии финансовые сложности и отсутствие пристального внимания Бурбонов к раскопкам: замедляют темпы проведения работ. Конец 19 века стал золотой эрой раскопок, которые возглавил археолог Дж. Фьорелли. Суть его деятельности выражалась фразой: «Самое интересное в Помпеях – это сами Помпеи». Раскапывая слои затвердевшего пепла, археологи обратили внимание на образовавшиеся в нем пустоты. Заполненные, по предложению Фьорелли, жидким гипсом они оказались точными слепками жертв катастрофы, останки которых исчезли в течение веков. Они поведали нам о мучительной смерти людей, не покинувших вовремя гибнущий город. Место их гибели, позы, в которых они застыли, выражение лиц, предметы, лежащие рядом, - все это помогло исследователям воссоздать реальную картину последнего дня в Помпеях.

В 20-м веке начался период так называемых Новых раскопок. Основной задачей этого периода было сохранение Помпей. Вслед за археологами шла команда реставраторов. Они укрепляли расшатанные элементы домов, прочно связывали верхние этажи с основаниями, чинили рухнувшие крыши.

Храм Аполлона Храм Аполлона Морские ворота

Из 66 гектаров городской территории от вулканических осадков очищены только 44. Было принято решение набраться терпения и оставить все, что еще погребено под вулканическими выбросами, для потомков.

 

 

Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО

 ЭКСКУРСИЯ В ПОМПЕИ ГИД В ПОМПЕИ  ЭКСКУРСИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ПОМПЕИ                       РУССКИЙ ГИД В ПОМПЕИ